Мозговой штурм — это метод творческого мышления, популяризированный руководителем рекламной компании Алексом Фейкни Осборном в 1950-х годах.
В своей книге «Прикладное воображение» Осборн объяснил, что отсутствие ограничений на количество предлагаемых решений и отсрочка суждения по ним привели к гораздо большему количеству предложений и дали группе возможность комбинировать их и придумывать более эффективные.
В этой статье мы опишем пять наиболее популярных техник, используемых в групповых ситуациях. Мозговой штурм вышел за рамки простого использования маркетологами и теперь популярен во всех областях управления. Эти техники помогут вам принимать правильные решения.
Что значит мозговой штурм
Иногда кажется, что групповая деятельность может свести на нет всю энергию команды. Что такого особенного в собраниях, которые могут превратить группу талантливых и творческих людей в тихую и скучную пустоту идей?
Возможно, люди находят групповые встречи слишком формальными и структурированными. Возможно, групповая динамика, разные роли или разные типы личности могут помешать открытой дискуссии и ограничить процессы решения проблем людьми.
Если вы хотите, чтобы люди были творческими, изобретательными и участвовали в решении проблем или генерации идей, вам необходимо создать среду, которая их поддерживает. И здесь действительно могут помочь сеансы мозгового штурма.
Мозговой штурм означает поощрение каждого участника, поощрение развития даже экстравагантных идей и использование индивидуальных сильных сторон и точек зрения людей.
5 лучших техник мозгового штурма
Классический мозговой штурм
Цель мозгового штурма — выработать как можно больше идей, а затем тщательно выбрать те, которые улучшат ваш проект или организацию. Кроме того, мозговой штурм возможен как в группах, так и индивидуально.
Мозговой штурм — один из фундаментальных строительных блоков творчества, и большинство людей в той или иной форме использовали его, пытаясь придумать новые идеи. Это настолько мощный инструмент, что стоит потратить время на улучшение подхода к нему.
Самое важное — создать среду, способствующую проведению мозгового штурма и поощряющую всех участников максимально полно использовать свой творческий потенциал. Для этого необходимо убрать любой элемент суждения, обеспечить каждому возможность выражать свои мнения и идеи максимально свободным и легким способом.
Мозговой штурм на самом деле считается формой творчества, которая подчеркивает свободу, однако необходимо иметь базовую структуру для проведения «прибыльных» сеансов мозгового штурма.
Например, необходимо очень чётко определить проблему, решение которой вы ищете, чтобы всегда вести соответствующие дискуссии. Более того, всегда хорошо определить ограничение по времени для каждого сеанса мозгового штурма, чтобы оптимизировать результат.
Брейнрайтинг: метод 6-3-5
Мозговой штурм является отличным инструментом творчества, но у него есть свои ограничения, главным образом связанные с отсутствием правил. С одной стороны, это его сильная сторона, поскольку свобода и легкость гарантируют лучший поток идей, с другой стороны, есть ситуации, в которых требуется больше структуры.
Например, в некоторых случаях в традиционных групповых сеансах мозгового штурма могут доминировать один или два человека, а все остальные находятся на заднем плане. Или, в других ситуациях, существует тенденция сводить на нет конкретную проблему и предлагать творческие решения, которые не соответствуют теме, создавая путаницу и недопонимание.
Чтобы обойти эти и многие другие проблемы, вы можете внедрить процесс мозгового штурма 6-3-5. Каждое число представляет собой отдельную часть творческого процесса:
Шесть — количество людей, составляющих творческую команду, которым поручена разработка идей. К ним добавляется модератор, который облегчает процесс.
Три — это максимальное количество идей, которое каждый участник представляет остальной части творческой команды за каждую сессию.
Пять — количество минут, отведенное на каждый этап процесса. (Это время может быть увеличено для более сложных задач).
Во время каждого раунда брейнрайтинга каждому участнику будет предложено придумать три идеи, которые будут записаны на рабочем листе. На каждый этап этого процесса будет выделено пять минут, в течение которых каждый из шести человек должен будет придумать по три идеи.
Такой подход позволяет сэкономить время и предотвратить доминирование участников с самыми громкими голосами. Кроме того, поощряйте каждого члена команды опираться на идеи друг друга, поскольку этот процесс происходит поэтапно.
Обратный мозговой штурм
Классический мозговой штурм имеет тенденцию одновременно вести группу в разных направлениях, что иногда приводит к напрасной трате времени, поскольку легко отклониться от исходной проблемы. В таких случаях можно выбрать другой метод мозгового штурма, а именно обратный мозговой штурм.
Этот тип мозгового штурма буквально переворачивает проблему, которую необходимо решить. Это означает, что группе придётся обсудить, как решить проблему, противоположную исходной.
Обратный мозговой штурм требуется, чтобы исходная проблема была определена ещё более подробно, чем другие подходы, чтобы участники могли перевернуть проблему и посмотреть на неё с совершенно другой точки зрения, тем самым выявив скрытые элементы.
Обратный мозговой штурм, как и другие подходы, начинается с четкого определения проблемы и её записи на листе бумаги. «Обратный» аспект следует из следующего шага, который заключается в выражении проблемы наоборот и поиске решений для её решения.
Поэтому речь идёт о проведении настоящего мозгового штурма, но по проблеме, диаметрально противоположной той, которая была определена в начале. Здесь цель также состоит в том, чтобы найти как можно больше идей, даже если они окажут совершенно пагубное влияние на исходную проблему.
Заключительный этап состоит в инвертировании этих идей и применении их к исходной задаче. Эта процедура может показаться запутанной и немного странной, но реальность такова, что это изменение обычного способа решения мышление, часто приводит к действительно новым и эффективным идеям. Это связано с тем, что переворачивание проблемы и рассмотрение её с противоположной точки зрения приводит к лучшему пониманию исходной проблемы и, следовательно, к лучшим решениям.
Круговой мозговой штурм
Чтобы мозговой штурм прошел успешно, важен вклад всех участников. Проблемы начинаются, когда в разговоре доминируют только один или два человека. Круговой мозговой штурм может помочь решить эту проблему, гарантируя, что у каждого будет право голоса.
В этом методе фактически участвует каждый участник. Основная идея заключается в том, что каждый должен написать идею на листе бумаги и передать её другому участнику через заранее установленное время. Им, в свою очередь, придется добавить ещё одну идею и сдать лист заново.
Этот процесс продолжается заданное количество раундов. Каждый участник также может добавлять идеи на основе того, что уже написали другие. Если это сеанс мозгового штурма, где важна анонимность, вы можете использовать программные инструменты для удалённого сотрудничества.
Этот метод мозгового штурма обеспечивает более структурированный формат творческой сессии. Круговой мозговой штурм гарантирует, что каждый голос будет услышан. Такой метод особенно полезен в больших группах с различными личностями и культурным поведением.
Список идей других участников может вдохновить вас на поиск ещё более эффективных решений за счёт улучшения предложений вашего партнера. По этим причинам круговой мозговой штурм может значительно превзойти стандартный мозговой штурм.
Ролевой штурм
Хотя мозговой штурм чрезвычайно популярен, существуют некоторые общепризнанные недостатки, которые ограничивают его полезность в групповом контексте. Это происходит, например, при следующих условиях:
- Классический мозговой штурм не подходит тем, кто не обладает особой уверенностью в себе.
- Когда группа выдает хорошую идею, возникает желание остановится и не продолжать сессию.
- Часто некоторые идеи не предлагаются, поскольку считаются слишком «нестандартными».
Ролевой штурм помогает в этих случаях, поскольку сочетает в себе методы ролевой игры и мозгового штурма. Этот метод назначает роль каждому члену команды, которая определяет, как он будет думать и действовать во время мозгового штурма.
Роли, используемые в каждом сеансе, различаются в зависимости от проблемы, которую необходимо решить. Существенной частью этого метода является то, что всем участникам назначается другая роль, что позволяет им наблюдать за проблемой с совершенно иной точки зрения, чем обычно.
Это может помочь участникам оценить возможные решения, которые в противном случае они никогда бы не рассмотрели, или выразить альтернативные точки зрения, которые обычно не возникли бы.
Советы для качественного мозгового штурма
Независимо от того, решите ли вы провести сеанс классического мозгового штурма, обратного мозгового штурма, кругового мозгового штурма или ролевого штурма, есть предложения и рекомендации, которые помогут вам получить максимальную пользу от каждого сеанса:
- Лучшие идеи приходят после самых глупых. Будьте глупы во время мозгового штурма. Каждый раз, когда в голову приходит, казалось бы, глупая идея, добавляйте ещё больше глупости. Создание веселой атмосферы поможет снять напряжение и облегчить генерацию творческих идей.
- Не будьте слишком жесткими. Дайте всем участникам достаточно времени, чтобы высказать свою идею. Эффективное общение — залог успешного мозгового штурма.
- Если возможно, привлеките координатора, кто-то, кто сосредоточится на процессе вместо вас, чтобы вы могли управлять содержанием.
- Если возможно, работайте в другой группе, отличной от той, с которой вы работаете каждый день, чтобы вы могли мыслить и вести себя нестандартно и не беспокойтесь о том, что скажут другие.
- Соберите вместе нужных людей и убедитесь, что каждый вносит свой вклад. Не судите и не оценивайте идеи на этапе генерации, вместо этого задавайте уточняющие вопросы.
- Делайте пометки того, что было создано и согласовано по ходу сеанса, чтобы у вас всегда была общая нить.
- Наконец, не бойтесь выбросить то, что было сделано, и, если необходимо, начать заново.
Продуктивных мозговых штурмов и конвертируемых идей. С уважением, команда BizPros!