Лидер – это человек, который управляет и направляет работу группы людей. Каждый осуществляет руководство по-своему, но те, кого признают лидерами, обладают определенными характеристиками. Лидер занимает руководящую позицию и является ориентиром для других. Возглавляя небольшую команду или руководя большой компанией, успешный руководитель обладает рядом характеристик и взглядов, которые отличают его от других. Вот основные:
1. Начнём с основных элементов любого действия в профессиональной сфере. Для реализации проекта необходимо спланировать краткосрочные и долгосрочные цели, определить промежуточные этапы и адаптировать средства к намеченному пути. Тот, кто может увидеть, как это будет выглядеть, является лидером. Но иметь чётко определённое видение недостаточно: им необходимо поделиться с сотрудниками, чтобы не лишать их смысла своей работы.
2. Лидер передаёт философию компании, передаёт дух проекта, поощряет страсть и энтузиазм к тому, что он делает.
3. Чтобы сотрудники чувствовали, что их ценят, и старались изо всех сил выполнять свою работу, руководитель определяет сильные стороны каждого человека и признаёт их важность в проекте. Обратная связь также может быть мотивирующим фактором. Лидер предоставляет обратную связь, как положительную, так и отрицательную, таким образом, чтобы побуждать получателя совершенствоваться, не почивая на лаврах и не чувствуя себя подавленным критикой.
4. Лидер, который подаёт хороший пример, безусловно, более авторитетен и уважаем: его действия, соответствующие его словам, влияют на мотивацию и продуктивность его сотрудников.
5. Давайте не выходить за рамки доверия, подчеркнув, что никто не станет следовать за лидером, который кажется некомпетентным или ненадежным. Именно поэтому лидер постоянно развивается, обновляется, растет: ведь компетентность – это не точка прибытия, а непрерывный процесс.
6. Рабочий процесс должен управляться путём предоставления максимально ясных, полных и недвусмысленных инструкций. Сотрудники никогда не должны получать запутанные или противоречивые инструкции: успешный лидер знает, что об этом аспекте следует позаботиться, чтобы не тратить зря время и энергию.
7. Руководить – это не просто отдавать приказы. Чаще всего принуждение порождает негатив и оказывается контрпродуктивным. Манера общения лидера навязчивая, то есть приводит собеседника к убеждению самого себя в правомерности аргумента, изменяя свою точку зрения, по-видимому, спонтанно.
8. Хороший лидер не берёт на себя работу других. Признавая навыки других, он может распределять работу наиболее функциональным образом для достижения целей компании. Ценить своих сотрудников также означает доверять им выполнение задач, которые будут вознаграждены в соответствии с их навыками. Это пойдёт на пользу рабочей атмосфере и будет способствовать достижению хороших результатов.
9. Если хочешь идти быстро, иди один. Если хочешь пойти далеко, иди с другими, гласит пословица. Пословицы просто так не появляются. Лидер признаёт важность командной работы и активно способствует формированию команды.
10. Как вертикальная коммуникация (т.е. между разными иерархическими уровнями), так и горизонтальная коммуникация (т.е. между коллегами одного ранга) должны быть позитивными и функциональными. Лидер создаёт условия для хорошего общения и обеспечивает эффективную передачу информации.
11. Искреннее внимание и сопереживание позволяют руководителю постоянно держать ситуацию под контролем. Это оказывается чрезвычайно полезным для предотвращения кризисов и недоразумений на рабочем месте.
12. Негативные эмоции и усталость не следует отрицать или игнорировать, поскольку они влияют на самочувствие и работоспособность отдельных людей, а также на командную работу. Хороший лидер знает, как справляться со стрессовыми ситуациями, вселяя мотивацию и уверенность в самые деликатные моменты. Кроме того, компания уважает потребность сотрудников в отдыхе и предлагает им сделать перерыв, когда в этом возникает необходимость.
13. Концентрация является важным навыком в профессиональном контексте. В этих ситуациях его следует понимать в двух смыслах: и как напряжённое непрерывное внимание, и как способность возобновить работу в случае её прерывания. Лидер способен работать на двух уровнях, сохраняя концентрацию на своих обязанностях, но в то же время уделяя внимание своим сотрудникам и координации их деятельности.
14. Для достижения целей и решения проблем часто необходимо проявлять изобретательность, нестандартное мышление и интуицию. Лидерство иногда требует выхода из заранее установленных схем и руководства командой оригинальным, но эффективным способом. Таким образом, творчество сотрудников также будет поощряться и стимулироваться.
15. Очень модный сегодня термин — устойчивость, который конкретно указывает на способность реагировать на травмирующие события и реагировать на неудачи. В ситуациях разочарования лидер должен вернуть команду в нужное русло, активно устраняя ошибки и неудачи, делая их новой отправной точкой.
16. Любой, кто управляет командой, знает, что очень важно иметь представление об управлении временем, ресурсами и людьми. Нам необходимо иметь стратегический подход и стараться не оставлять ничего на волю случая, чтобы свести к минимуму влияние неожиданных событий.
17. Непредубежденность очень полезна в жизни в целом, но в лидерстве она абсолютно необходима. Фактически, открытое и восприимчивое мышление позволяет понять перспективы улучшения. Когда лидер способствует хорошему общению и поощряет активную позицию, он создает рабочую среду, в которой рождаются и созревают хорошие идеи.
18. Решительность – это не только упорство в достижении целей, но и решительность. Иногда ради проекта, который вы преследуете, или цели, к которой стремитесь, лидерство требует силы для принятия жёстких и непопулярных решений.
19. Авторитетность — это сила, которую другие признают в вас и которую вам поэтому не нужно навязывать. Авторитет закрепляется со временем и во многом зависит от всех остальных характеристик и склонностей, которые описаны выше.
Развить лидерские качества за 3 шага
Лидерские качества основаны на мягких навыках, перечисленных на этой странице, которые, как вы поняли, взаимосвязаны.
Вполне возможно, что к одним вы имеете большую предрасположенность, а к другим — меньшую. Не волнуйтесь: мягкие навыки отрабатываются и могут быть улучшены на любом этапе вашей карьеры. Попробуйте следовать этим советам, чтобы проверить и улучшить свои лидерские качества.
1. Постарайтесь быть «решительным». Вы знаете ситуации, когда группа не знает, как действовать? Среди друзей или даже в семье может случиться так, что вы окажетесь в тупике, потому что не можете решить, в какое кафе пойти, что делать, в каком направлении идти. Здесь, когда никто не берёт на себя ответственность за выбор того, что делать, или даже просто за формулировку конкретного предложения, возьмите на себя инициативу. Вам придётся иметь дело с последствиями вашего выбора, который может кому-то не понравиться или оказаться неверным: именно в этот момент вы отточите свои лидерские качества.
2. Берите на себя роль лидера, когда только можете. В жизни, не только профессиональной, но и личной, есть много возможностей выступать в роли лидера. Например, если вы участвуете в волонтёрской деятельности, вы можете взять роль лидера группы. Если вам доведётся отправиться в групповую поездку, вы сможете испытать радости и тяготы организатора. Если у вас есть дети, вы можете предложить себя в качестве представителя класса (или как это называется? Родительский комитет?) и т.д. Уточним важный аспект: речь идёт не о провозглашении себя лидером, а о том, чтобы сделать всё возможное, чтобы быть признанным и, модное слово, легитимным в этой роли.
3. Слушайте других. Помните, что вам не обязательно быть в центре каждой ситуации. Обращайте внимание на обратную связь, которую получают ваши действия: разговаривайте с окружающими, старайтесь активно слушать, но, прежде всего, по-настоящему интересуйтесь тем, как другие ведут себя по отношению к вам.
Если вы хотите улучшить свои лидерские качества, вам не следует показывать себя властным человеком. Проявив немного чуткости, вы сможете интерпретировать реакции других людей и наилучшим образом адаптировать своё отношение.